Хроники китайского периода

ХРОНИКИ КИТАЙСКОГО ПЕРИОДА

Записки Бэнь Исэня - рассказы, притчи, дневник

Ум и духовность

дневник Исэня

Удивительно, но ум не делает человека духовно богаче. Скорее наоборот – от избытка ума человек становится нищ духом.

А мне почему-то думалось, что должно быть наоборот. Раньше я ратовал за то, чтобы человек был умнее. Однако сейчас вижу, что чаще духовно богаты бывают не очень умные люди.

Может, думается мне, в какой-то момент, преодолев определенный барьер, ум становится препятствием на пути к духовности. Ведь не может же разумный человек верить в Бога? И никакой разумный человек, глядя на окружающий его мир, не может верить в добро, в милосердие, в честь и совесть. А без веры в Бога, без веры в Добро какая может быть духовность?

Или, может, дело тут в том (как считали в Древней Индии), что ум – это то, что не является собственно человеком. Ум – сам по себе, человек – отдельно. Глядя на некоторых умных людей, понимаешь, что это предположение тоже не лишено оснований. Ведь действительно порой кажется, что человек надел не свою голову, а чью-то чужую. А может на самом деле – это просто чуждый самому человеку ум? Или даже если ум все-таки его, то сколько в нем чужого? Мы ведь постоянно находимся во власти чужого (чаще более авторитетного мнения) – слышим то, что говорят другие люди, читаем книги, написанные другими людьми, узнаем о важных событиях с чужих слов. Что в нас от нас самих, а что – от других людей? Наш ли ум находится в нашей голове? Или это ум миллионов других людей, которые живут в этом мире вместе с нами?

А иногда можно встретить человека богатого духовно, но ум которого слаб, как у младенца (эдакий антипод гения – человека умного, но совершенно лишенного духовного начала). Такие люди (в отличие от тех же гениев) – удивительно счастливы, так что нередко завидуешь этому их необычному состоянию. Так могут быть счастливы только дети, которые, кстати, именно что являются богатыми духовно, но при этом малоумны. Может не зря сын Божий однажды сказал: «Будьте как дети»?

Однако, как противопоставление, что будет, если все-таки совместить ум и духовность? Кем станет человек умный и духовно богатый?

Боюсь собственного предположения, но мне кажется, что такой человек перейдет в иную категорию. То есть перестанет быть человеком.

Но кем же он будет? Уж не самим ли Богом?

Читайте также:

     Лето, детство, мороженное (дневник Исэня)

     Мыслю, следовательно… (дневник Исэня)

     Остаться в памяти (дневник Исэня)

     В роли Господа Бога (дневник Исэня)

 

2009-2012гг. © Хроники китайского периода. Записки Бэнь Исэня - книга Востока, книга Запада, выдержки из дневника.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. Design by A. Gaffarov



Hosted by uCoz