Хроники китайского периода

ХРОНИКИ КИТАЙСКОГО ПЕРИОДА

Записки Бэнь Исэня - рассказы, притчи, дневник

Время

дневник Исэня

Сегодня я думаю о времени. Что такое время?

Вот еще вчера я был совсем другим человеком… Да что там вчера - еще минуту назад, до того, как я сел писать эту дневниковую запись, я был совсем иным.

Даже я думал о времени совсем иначе, нежели сейчас. Это как в неразрешимой задачке, когда требуется выполнить одно простое, но невозможное условие – не думать об обезьяне. Стоит только зацепить внимание за что-либо, как уже никакая сила не в состоянии от этого «что-либо» избавить.

То есть до того, как я начал свое размышление о времени, я совершенно о нем не думал. Но стоило только написать слово «время» в заголовке моей записи и уже невозможно переключить внимание на другие вещи.

Уверен, что, завершив свою запись, я вновь стану совсем иным – отличным от себя до того, как начал писать в дневнике, и не менее другим, нежели во время написания. А если я меняюсь каждое мгновение, то что я могу знать о времени? Сам себе я сейчас напоминаю ту летящую стрелу из древнегреческой загадки, которая в каждый отдельный миг находится в состоянии покоя. Но находясь лишь в одном миге состояния покоя, что я могу знать о полете?

С другой стороны, я вполне способен осознать время (как способен видеть полет стрелы). То есть, находясь в миге настоящего, могу проследовать (хотя бы умозрительно) как назад по времени, так и вперед. И пусть это будет лишь малый кусочек времени – прошлое-настоящее-будущее, я все-таки совершаю движение во времени. Можно даже сказать, что я владею временем.

Хотя, конечно же, это совсем не ответ на вопрос – что же такое время?

Но, может быть, время – это движение? Движение мгновения, находящегося в покое?

Тогда, чтобы понять время, требуется лишь двигаться. Но ведь стрела, завершая полет и движение, не завершается во времени?

Или же время – это внимание? Когда мы следим за полетом летящей стрелы и корчащей рожи обезьяной. Ведь стоит нам отвернуться от этих объектов и они перестают существовать. Когда «существовать» практически равнозначно «быть во времени».

Но и это неверный ответ - если мы отвернемся от летящей стрелы, ничто ей не помешает вонзиться нам в спину.

Может быть время – стрела, вонзающаяся в ткань бытия?

Но тогда, если я сравнивал себя со стрелой, получается, что я и есть само время. Думающее самое себя.

Моя мысль скачет, как обезьяна с ветки на ветку, и начинаю замечать, что думаю совсем не о времени.

Так может быть время – это то, что скрыто? То, что случается именно тогда, когда мы отворачиваем взор? То, что находится за гранью нашего внимания.

В таком случае мы никогда не узнаем, что такое время.

Читайте также:

     Море, поезд, лето (дневник Исэня)

     Еще раз об одиночестве (дневник Исэня)

     О людях и подвигах (дневник Исэня)

     Мосты. Откуда и куда? (дневник Исэня)

 

2009-2012гг. © Хроники китайского периода. Записки Бэнь Исэня - книга Востока, книга Запада, выдержки из дневника.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. Design by A. Gaffarov



Hosted by uCoz